Russian (CIS)English (United Kingdom)
youtube_32x32

Dear users! This is an old version of the site. The current version is located at: mednet.ru

Профилактика табакокурения у детей с помощью средств физической культуры

There are no translations available.

profilaktika_tabakokureniya_u_detei_01 profilaktika_tabakokureniya_u_detei_02 profilaktika_tabakokureniya_u_detei_03

Основными причинами ухудшения состояния здоровья населения РФ являются распространенность вредных привычек, среди которых главную роль играет табакокурение. Российская Федерация входит в число стран с высокой распространенностью табакокурения (>50%). Согласно данным, приведенным в «Национальной стратегии по борьбе против табака на 2009-2013 годы в Российской Федерации» от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирает от 400 до 500 тысяч человек. При этом с употреблением табака связано от 10 до 15 % потерянных лет жизни, а «вклад» табака в общую смертность в Российской Федерации составляет около 17 %.


Наибольший рост потребления табака за последние 5 лет (в 3 раза) отмечен среди женщин, детей и подростков. По данным Главного государственного санитарного врача России Г.Онищенко, в Российской Федерации курят 60% мальчиков и 40% девочек подросткового возраста. Табакокурение среди старшеклассников принимает всё более угрожающие формы, существенно деформирующие их нравственное, физическое и психическое здоровье.

Учитывая, что табакокурение является серьезным фактором риска развития многих хронических неинфекционных болезней в зрелом возрасте, борьба с табакокурением в молодом возрасте становится важной частью борьбы за здоровый образ жизни.

В настоящее время впервые популяризация массового спорта, приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой рассматриваются Правительством РФФ с точки зрения противостояния такому негативному явлению, как табакокурение, что нашло свое отражение в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

Действительно, огромный потенциал физической культуры необходимо использовать в профилактике табакокурения, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг морального и физического оздоровления подрастающего поколения.

В теории физического воспитания уже давно сформулировано положение о необходимости разработки внутренней мотивации у детей к физическим занятиям. При этом решающим фактором в приобщении к физической культуре должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях, потребности школьников постоянно заботится о своем здоровье и составлять спортивно-оздоровительные программы.

Согласно данным, приведенным в исследовании С.Ю. Дутова (2010), среди причин, мешающих заниматься спортом или физической культурой, в качестве главной школьники называют недостаток времени (10 классы - 72,41% , 11 классы - 72,9%). Более половины старшеклассников (55,4 %) считают, что количество уроков физической культуры нужно увеличить до трех раз в неделю, 20,0 % склонны к двум занятиям и 24,6 % учащихся хотели бы увеличить количество уроков до четырех раз в неделю. Большинство старшеклассников указывают на то, что уроки физической культуры проходят неинтересно, мало выделяется времени на спортивные игры (10 классы - 32,46% и 67,54%;11 классы - 38,24% и 61,76% соответственно).

По мнению школьников, повышению привлекательности и авторитету учебной дисциплины «Физическая культура» способствуют факторы:

  • возможность заниматься любимым видом спорта - 51,4%;
  • хорошая материально-техническая база (спортивные залы, плавательный бассейн, стадион, инвентарь, оборудование) - 28,6%;
  • разнообразие средств и методов тренировки - 20,0%.

В качестве примера профилактики табакокурения у детей с помощью средств физической культуры можно привести разработанную С.Ю. Дутовым (2010) образовательную модель профилактики табакокурения у старшеклассников средних общеобразовательных школ, схематично представленную в таблице 1.

Таблица 1.Образовательная модель профилактики табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры

 

 

 

Цель

 

Формирование у старшеклассников потребностей в бережном отношении к здоровью, овладении теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению уровня физического развития, развитию стратегий и навыков поведения, препятствующих табакокурению.

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные:

- воспитание у старшеклассников осознание того, что самое главное в жизни - здоровье;

- формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями или избранным видом спорта;

- создание и экспериментальная апробация новых форм организации физкультурно-профилактической работы, нацеленной на формирование здорового образа жизни в качестве доминанты в структуре личностных ценностей старшеклассников.

- проведение широкомасштабной пропаганды здорового образа жизни;

- создание условий для самоопределения, самовоспитания и самореализации в различных видах физкультурной деятельности;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовки.

 

Дополнительные:

- формирование знаний об идеях гуманизма, идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми, о положительном влиянии спорта на развитие человека и целесообразности использования закаливающих процедур, здоровом образе жизни, истории физической культуры;

- развитие разнообразных эстетических способностей, умения строить свои занятия спортом без вреда здоровью.

 

Ключевая концептуальная идея

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства..

 

 

 

Принципы

 

- принцип формирования ценностных установок на здоровый образ жизни;

- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности;

- принцип ориентации на развитие культуры здоровья;

- принцип здоровьетворческой активности;

- принцип интеграции воспитательного воздействия.

Компоненты

Целевой, содержательный, организационно-управленческий, результативный.

 

Формы и методы

- физкультурно-оздоровительная работа, динамические паузы во время уроков, уроки профилактической направленности, введение предпрофильной подготовки в старших классах;

- спортивно-массовая работа, спортивно-секционная работа, спортивно-оздоровительный час, клубная работа по интересам, туристская работа, недели здоровья,

- лекции («Спорт и развитие человека», «Здоровье и табак»), тренинги по профилактике поведенческих рисков, опасных для здоровья («Я выбираю здоровье», «Спорт против курения»), выпуск стенгазет, выставка рисунков «Школьники против табакокурения», КВН, театр Здоровья;

- участие в городских и областных программах содействия здоровью («Наши выбирают здоровье»); семинары, открытые уроки для школ-территорий, заинтересованных в программах содействия здоровью;

- территориальные акции, посвященные укреплению здоровья «Курение опасно для здоровья»).

- коррекционная работа со школьниками «группы риска», организация свободного и учебного времени, развитие интересов, вовлечение в объединения по интересам

Медико-педагогические условия эффективного функционирова

ния

- профилактика табакокурения у старшеклассников представлена в качестве медико-педагогической цели;

- главное содержание образования - процесс формирования у старшеклассников здорового образа жизни;

- повышение уровня информированности учащейся молодежи путем использования различных форм и методов медицинской профилактики;

- оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;

- создание и использование в образовательном учреждении современных здоровьесберегающих технологий.

Критерии эффективности

Положительная динамика физического и психического здоровья учащихся и сформированность здорового образа жизни.

При этом важно отметить, что большую роль в борьбе с табакокурением необходимо уделять «просветительской» деятельности, включающей:

  • уроки здоровья для старшеклассников;
  • лекции, семинары для педагогов школ, малые педсоветы, психолого-педагогические конференции, выступления на родительских собраниях;
  • дни открытых дверей для родителей;
  • просмотр кинофильмов, направленных на борьбу с табакокурением;
  • участие в антиникотиновых акциях «Школьники против табакокурения», «Я выбираю здоровье», «Спорт против курения» и др.

Врачам и педагогам необходимо относиться к занятиям физической культурой не только с точки зрения их приоритетного влияния на биологическую сущность человека - здоровье, физическое развитие, но и как к «личностно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности», влияющей на духовную сферу с целью интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания школьников и развития интересов к занятиям физической культурой.

В чем может заключаться влияние физической культуры на духовную сферу школьников?

Оно заключается:

  • в оказании помощи в обретении своего индивидуального «ритма и стиля» в период физкультурно-спортивной деятельности;
  • в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов в области занятий физической культурой;
  • в содействии школьнику в формировании положительной «Я-концепции», развитии творческих способностей;
  • в овладении умениями и навыками самореализации;
  • в овладении методиками сбора и обработки первичной информации по состоянию собственного здоровья и физического развития;
  • в анализе динамики, по данным из индивидуальных карт развития, своего физического состояния;
  • в личном участии в создании банка данных о физическом состоянии школьников и др.

Внедрение образовательной модели профилактики табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры будет способствовать формированию здорового образа жизни, обучению преодоления жизненных трудностей, достижению социализации личности и, следовательно, исчезнованию причин табакокурения.

Список литературы

Османов Э.М., Дутов С.Ю. К вопросу о формировании здорового образа жизни // Современные проблемы физической культуры и спорта молодежи в вузах России: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. С. 158-159.

Дутов С.Ю. К проблеме курения среди подростков. // Состояние биосферы и здоровье людей: сборник статей IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. С. 54-57.

Тачина С.В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ // атореф. дисс.канд.мед наук. - М., 2003. - 22с.

Материалы подготовила

д.м.н., главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИИИЗ Минздравсоцразвития РФ» О.В.Гончарова

Рейтинг 5.0 из 5. Голосов: 1

Share: