Russian (CIS)English (United Kingdom)
youtube_32x32

Уважаемые пользователи! Это старая версия сайта. Актуальная версия расположена по адресу: mednet.ru

ПК "Центр здоровья"

baner_MIAC

Баннер 120х240

Авторизация

Баннер
Баннер
Баннер

Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.



Оценка развития детей с использованием компьютерной версии КID-шкалы

Начато исследование по оценке развития детей с использованием компьютерной версии КID-шкалы и образовательными программами для родителей

Приглашаем для участия в научном исследовании всех заинтересованных руководителей медицинских учреждений. Участие является бесплатным.

Тел.: +7 (495) 799-11-43, +7 (903) 799-11-43 (Ольга Викторовна Гончарова)

главный научный сотрудник ФГУ НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ, педиатр, д.м.н. Гончарова О.В.

До настоящего времени в Российской Федерации наблюдение за детьми раннего возраста характеризовалось недостатком скрининговых методов определения уровня нервно-психического развития.

Оценку нервно-психического развития ребенка обычно осуществляет специалист, наблюдающий за его поведением в течение довольно длительного времени (час или более), при этом часто приходится проводить повторное тестирование, поэтому стоимость этой процедуры высока - например, в штате Флорида США она составляет 750 $. Даже тех больших средств, которые выделяются на «Программы раннего вмешательства» из федерального бюджета США, не хватает для оплаты услуг всем нуждающимся детям. Очевидно, что в Российской Федерации рассчитывать на значительное и постоянное бюджетное финансирование не приходится, поэтому необходимо искать недорогие, но эффективные способы выявления отстающих детей с целью ранней коррекции.

Почему бы не привлечь родителей к скрининговому тестированию развития своего ребенка? Для этого им не требуются какие-либо специальные знания: важно разработать соответствующие инструкции, в которых будет указано, что сделать с малышом и за чем наблюдать. Нужны только внимательность, повторные тесты, позволяющие убедиться, что это не случайное, а типичное для него поведение. Мать в роли исследователя может оказаться лучше специалиста, так как она наблюдает за ребенком дома, в обычной ситуации, а не в незнакомом ему месте, на приеме у специалиста, где он может быть заторможен или испуган.

Действительно, за последние 10-15 лет было доказано, что шкалы-вопросники для родителей по психометрическим свойствам ничуть не уступают традиционным шкалам. Об этом свидетельствует опыт многолетнего тестирования детей с использованием KID-опросника для родителей в Центре раннего вмешательства г.Санкт-Петербурга в рамках реализации социальной программы «Абилитация младенцев» [1]. Для того, чтобы выявить отклонения в психическом развитии детей, были созданы нормативные данные, выбран некоторый критерий отставания и разработана компьютерная программа обработки данных.

Что представляет собой KID-шкала? Это перечень вопросов (252 пункта) для оценки уровня развития ребенка от 2-х до 16 месяцев в пяти областях (когнитивная, двигательная, речевая, социальная, самообслуживание). Общий уровень его развития оценивают по полной шкале. Ребенок считается отстающим, если оценка по полной шкале отличается более чем на - 1,8 среднеквадратичного отклонения от возрастной нормы. Оригинальная английская версия KID-шкалы (Kent Infant Development Scale) была разработана в США, последняя стандартизация проведена в 1990г., а русская адаптация выполнена в 1996г. [2, 3].На основе KID-шкалы в нескольких странах Европы в 1985-95 гг. были созданы национальные версии шкал. Исследования по оценке развития детей были выполнены в Нидерландах, Венгрии, Испании, Чехии, Германии, Швеции, Италии, Китае, Чили и др.

Исследование по оценке развития детей г.Москвы начато ФГУ Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития РФ (ЦНИИОИЗ).

Задачами исследования являются:

- получение статистических данных о нервно-психическом развитии детей г.Москвы в возрасте от 2-х до 16-ти месяцев жизни с целью использования полученных данных в планировании направлений деятельности Департамента здравоохранения г.Москвы, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и других органов управления здравоохранением РФ,

- проведение сравнительного научного анализа полученных данных о развитии детей из разных округов г.Москвы,

- выявление «областей» с отклонениями в развитии малышей и установление причин отклонений,

- участие в международной программе по сравнительной оценке нервно-психического развития детей разных стран мира,

- использование полученных данных для научного обоснования Программ ранней коррекции развития детей,

- оказание конкретной медицинской помощи детям с выявленными отклонениями.

Процедура оценки развития детей организована следующим образом: родители получают опросник с инструкцией и ответные листы в первых нескольких детских поликлиниках г.Москвы и отвечают на вопросы дома. Затем родители вместе с детьми и заполненными опросниками приходят на первичный прием к педиатрам. Полученные данные передаются для обработки в ФГУ ЦНИИОИЗ. Пример результата обработки данных представлен на рис.1.

Затем, в зависимости от компьютерного «рабочего диагноза», с учетом данных анамнеза, клинического осмотра и результатов лабораторных/функциональных исследований для ребенка составляют индивидуальную коррекционную программу в условиях поликлиники или его направляют к необходимым специалистам в специальные центры.

Таким образом, подход "Родитель + компьютер" является простым и экономически целесообразным скрининговым методом оценки развития детей.

Кроме того, важнейшей задачей исследования является оказание помощи родителям в том, чтобы поверить в свои силы и стать активными создателями «политики» по оптимизации развития их детей. Главная роль в коррекции выявленных отклонений должна принадлежать семье. Только при таком подходе родители будут чувствовать свою полную ответственность и станут активно искать наилучшие пути помощи своим детям. Естественно, при этом им понадобится информация о том, как происходит раннее психическое развитие ребенка и как, чем и в каких случаях можно ему помочь.

Обеспечить родителей «наглядной» обучающей информацией вполне реально - мы доказали это, создав обучающий фильм «Развитие ребенка», который уже используется для студентов медицинских ВУЗов, врачей, в «Школах будущих мам» и будет полезен родителям г.Москвы - для этого в период проведения научного исследования по оценке развития детей на сайте ЦНИИОИЗ (http://www.mednet.ru) они смогут бесплатно получить информацию о развитии ребенка и просмотреть фильм, в котором наглядно показано, как оценивать развитие малыша в каждый месяц его жизни, начиная с периода новорожденности (фильм охраняется Законом об авторском праве, разрешен только к просмотру, любое копирование является противозаконным и влечет уголовную ответственность).

Приглашаем для участия в научном исследовании всех заинтересованных руководителей медицинских учреждений. Участие является бесплатным. Контактный телефон: +7 (495) 799-11-43.

Список литературы:

1. 1. Е.В. Кожевникова, Н.Ю. Баранова, В.П. Балобанова и др. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве. - 1998. - СПб Институт раннего вмешательства.

2. Reuter, J.M., & Woznniak, J.R. (1996). The Kent Infant Development (KID) Scale (Third Edition). User's Guide & Thechnical Manual. - Kent, OH: Kent Developmental Metrics, Inc.

3. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID. - 1997.- СПб Институт раннего вмешательства.

Материалы

 

Сохраните у себя, чтобы не забыть: