Профилактика последствий перинатальных гипоксических поражений центральной нервной системы у детей |
Причины патологий нервной системы у детейПеринатальный период (с 28 недель беременности до 7 дней жизни ребенка) — один из важнейших этапов онтогенеза, «события» которого влияют на возникновение заболеваний нервной системы и внутренних органов у детей. Большая часть патологии нервной системы у детей (от задержки психомоторного развития до тяжелых форм детского церебрального паралича) связана с перенесенной гипоксией. Понятия «гипоксия плода» или «асфиксия новорожденного» включают патологические состояния, которые проявляются расстройствами деятельности жизненно важных систем (ЦНС, кровообращения, дыхания) и развиваются из-за острой или хронической кислородной недостаточности. Чаще всего причинами хронической внутриутробной гипоксии (кислородной недостаточности) плода являются заболевания беременной (диабет, инфекция, повышение артериального давления, многоводие, маловодие, многоплодная беременность и др.). Острая гипоксия (асфиксия) возникает в результате нарушения маточно-плацентарного кровообращения в родах при преждевременной отслойке плаценты, тяжелых кровотечениях, замедлении кровотока при сжатии головы плода в родах в полости малого таза и др. Асфиксия новорожденного при рождении в большинстве случаев является следствием гипоксии плода. Клинически гипоксические поражения ЦНС могут проявляться в виде различных синдромов: возбуждения, угнетения, внутричерепной гипертензии (повышенного внутричерепного давления), судорожного и др. Основные этапы восстановительного лечения и диспансерного наблюдения детей с перенесенной перинатальной гипоксиейВосстановительное лечение - мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного или травмированного ребенка и предупреждение хронизации процесса. Выделяют три основных этапа: Первый этап - это отделение патологии новорожденных, неврологическое отделение детской больницы, куда непосредственно из родильного дома направляют детей, перенесших внутриутробную гипоксию, асфиксию в родах. Второй этап - послебольничный, который может осуществляться в реабилитационном отделении больницы, восстановительном центре или в домашних условиях. Третий этап - диспансерный, восстановительный, амбулаторно-поликлинический, может проходить под наблюдением врача поликлиники. Методы и средства восстановительного леченияПервый этап Ранняя клиническая и лабораторная диагностика поражений ЦНС позволяет тотчас приступить к терапии. Основная стратегия лечебных мероприятий состоит в том, чтобы терапевтическое вмешательство пришлось на фазу обратимых нарушений и, таким образом, удалось бы сохранить возможно большее число функционирующих нервных клеток. На этом этапе осуществляется этиотропное, патогенетическое лечение, по показаниям - интенсивная терапия. Подбор медикаментозных средств зависит от ведущего синдрома перинатального поражения ЦНС: применяются препараты для стимуляции развития мозговой ткани, психической деятельности, улучшающие микроциркуляцию, снижающие мышечный тонус и др. В зависимости от характера патологии ребенок находится в стационаре в течение 1-2 месяцев. Прием препаратов может сочетаться с массажем. Например, у детей с синдромом угнетения часто встречается ослабление или полное угнетение сосательного рефлекса. Его восстановление идет медленно, и с первых дней пребывания в стационаре можно стимулировать этот рефлекс массажем мускулатуры, участвующей в акте сосания и глотания, точечной стимуляцией. Локальный массаж можно начинать с 7 дня жизни. Оптимальные сроки назначения лечебной физкультуры: при легкой степени поражения нервной системы - 14 день жизни, при среднетяжелой - 20 день жизни, при тяжелой - 23 день. У многих детей, несмотря на клиническое улучшение или выздоровление, отмечаются резидуальные (остаточные) явления, сниженные функциональные резервы. Поэтому для их ликвидации важен второй этап восстановительного лечения. Это этап проводится в отделении (центре) восстановительного лечения и способствует нормализации функций нервной системы, обменных процессов, иммунологической реактивности. В составлении индивидуальной программы реабилитации принимают участие многие специалисты: педиатр, невропатолог, сотрудник функциональной диагностики, физиотерапевт, специалист ЛФК, психолог, другие специалисты (ортопед, кардиолог, окулист, сурдолог). Существенное значение в уточнении степени нарушений функции ЦНС, зрения, слуха имеют специальные методы: реоэнцефало-, электроэнцефалография, эхоэнцефалография, аудиометрия, исследование полей зрения, глазного дна, рентгенография черепа. Назначается рациональное питание, лечебная физическая культура и массаж, бальнео-, теплолечение, психолого-педагогическая коррекция и др. Массаж и лечебная физическая культура (ЛФК)Это - важнейшие факторы физического лечения больных детей, они проводятся в одни и те же утренние часы, ежедневно, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике. Дети, обильно и часто срыгивающие, получают массаж через 1,5 часа после еды. У большинства детей, которым проводятся массаж и ЛФК, положительная клиническая динамика определяется уже после первых 4-5 сеансов воздействия при легком поражении ЦНС, после 7 занятий - при среднетяжелом, 10 сеансов - при тяжелом поражении. При синдроме нервно-мышечной возбудимости мероприятия направлены на снижение общей возбудимости и мышечного тонуса. С этой целью применяются: покачивания в позе эмбриона или на мяче, общий расслабляющий массаж, точечный массаж для расслабления гипертоничных мышц по общепринятым точкам. При парезе конечностей и их порочном положении применяется локальный массаж для выведения конечностей в правильное положение и фиксация в этом положении 2 часа (сапожок, лонгеты, "варежка" и др.). При синдроме угнетения нервной системы следует помнить, что после общей вялости, мышечной гипотонии, гипорефлексии через период ложной нормализации может наступить период спастических явлений, поэтому приемы стимуляции можно применять только при стойком угнетении нервной системы без динамики неврологического статуса в течение месяца. Для активизации нервной системы применяются: общий поглаживающий массаж, стимуляция рефлексов спинального автоматизма с помощью рефлекторных упражнений, укрепляющий массаж мышц спины, ягодичных мышц, мышц живота и паретич-ных конечностей. При необходимости - лечение положением, упражнения в воде, направленные на стимуляцию рефлекторных движений и повышение общей активности ребенка, подводный стимулирующий массаж. При гипертензионном синдроме начинать занятия можно при стабилизации внутричерепного давления. Методика массажа и лечебной гимнастики зависят от наличия ведущих симптомов: возбуждения и мышечного гипертонуса или вялости и мышечной гипотонии. Во время занятия следует избегать резких движений, резких перемен позы. При этом синдроме особенно эффективны упражнения в воде. Упражнения в водеУпражнения проводятся в обычных ваннах, длительность одного занятия увеличивается от 5-7 минут до 15 минут. У большинства детей, занимавшихся в воде, положительная динамика становится заметной уже с 3-5 занятия. Возбужденные дети становятся более спокойными, у них нормализуется сон, появляется возможность снижать дозу седативных препаратов. Вялые дети, наоборот, становятся более активными. Особенно эффективными упражнения в воде являются для возбужденных детей с высоким мышечным тонусом и угнетенными рефлексами спинального автоматизма. Подводный душ-массажМассаж проводится в теплой ванне. Воздействие проводится на мышцы при небольшом давлении (0,5 атм). Широкий наконечник передвигается медленно от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. При отсутствии аппарата можно проводить ручной массаж под водой. Аппаратная физиотерапияРазличные методы физиотерапии (импульсные токи, лекарственный электрофорез, ультразвук и др.) используют на всех этапах реабилитации Так, лекарственный электрофорез способствует улучшению крово-, лимфообращения, рассасыванию продуктов воспаления и улучшению двигательных функций. Воздействие на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение, стимулирует регуляторную деятельность головного мозга. ТеплолечениеТепловые процедуры вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливают крово- и лимфообращение, улучшают регенераторные процессы, снижают мышечный тонус. Рефлекторно развиваются изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Для теплолечения, в основном, используется озокерит, песок, горячие укутывания. Озокеритолечение. Озокерит (горный воск) - темная плотная масса, плавится при температуре 52-60°С. Детям проводятся аппликации при температуре 39-42°С. Озокерит содержит некоторые химические, биологически активные вещества (эстрогены, холиноподобные вещества), которые могут проникать в организм через нагретую кожу. Озокерит нагревают до температуры 95- 100°С в специальных автоклавах или на водяной бане. Для повышения пластичности в процессе нагревания к нему можно добавлять вазелин или вазелиновое масло. Наиболее широко используется кюветно-аппликационная методика проведения процедур. Расплавленный озокерит разливается в кюветы (на дно которых положена клеенка) слоем 2-3 см и остужается до температуры 40-42°С. Застывший, но еще мягкий озокерит вынимается вместе с клеенкой и накладывается на соответствующий участок конечности и покрывается специальным ватником и одеялом. При салфетно-аппликационной методике прокладка из 8-10 слоев марли (150-300 см2) погружается корнцангом в расплавленный озокерит, отжимается деревянными пластинами, охлаждается до нужной температуры, накладывается на место воздействия. Первая прокладка, несколько большая по размерам, пропитанная озокеритом (38-40°С), накладывается на кожу, а на нее вторая, меньшая площади, нагретая до 42-50°С. Прокладки покрываются мягкой клеенкой, ватником, одеялом. Продолжительность процедуры составляет 15-30 мин, в зависимости от возраста, на курс назначается от 15 до 20 процедур, проводимых через день. БальнеотерапияБальнеотерапия - лечение минеральными водами. Учитывая особенности кожного покрова детей (тонкий эпидермис, богатство кровоснабжения, нервной рецепции, активное участие в процессах обмена), обосновано широкое применение водных процедур. У малышей можно применять искусственно приготовленные хлоридные натриевые ванны. Наличие в воде растворенных солей усиливает температурное, механическое действие ванны благодаря поступлению химических ингредиентов в ткани и более активному образованию в коже биологически активных веществ. Под влиянием растворенных солей меняется импульсация с периферии, что сказывается на течении регулирующих нейрогормональных процессов, улучшается кровоснабжение головного мозга и мышечной ткани. Для приготовления хлоридной натриевой ванны небольшой концентрации берется 1 кг поваренной или морской соли на 100 л воды, температура воды 36°С, продолжительность пребывания в воде 10-15 мин, через день, курс лечения: 10-13 ванн. Иглорефлексотерапия (ИРТ)Это метод, использующий для достижения лечебного эффекта особые чувствительные точки. Применяется для стимуляции рефлексов, необходимых для нормального психомоторного развития. При воздействии на точки акупунктуры иглой или импульсным электрическим током, лазерным излучением, магнитным полем возникают сдвиги в области сегментарного рефлекторного звена, вегетативных ганглиев и центральных звеньев регуляции всего организма. Такая широкая зона действия ИРТ помогает формировать улучшение не только двигательной, но и эмоциональной сферы ребенка. Лечение ИРТ можно начинать с З-б месяцев жизни. В этом возрасте рефлекторная сфера легче поддается коррекции. Метод «сухой иммерсии»Новым средством является метод «сухой иммерсии», используемый в реабилитации детей до 3 месяцев жизни. Он особенно эффективен для недоношенных детей. Метод основан на частичной имитации внутриутробного состояния ребенка и заключается в помещении ребенка на полиэтиленовую пленку, свободно лежащую на поверхности воды. Температура воды от 35,5 до 37. Во время проведения сеансов дети с преобладанием синдрома возбуждения успокаиваются, часто засыпают, у них отмечаются снижение мышечного тонуса; угнетенные дети слегка активизируются. Отмечается улучшение окраски кожных покровов: исчезает "мраморный" рисунок. Выявлена тенденция к снижению выраженности патологических изменении в головном мозге детей за время курса сухой иммерсии, а снижение частоты ОРВИ и инфекционно-воспалительных процессов свидетельствует о возможном закаливающем эффекте этого метода (по типу воздушной ванны). МузыкотерапияПри наблюдении за детьми во время сеансов прослушивания специальных музыкальных программ чаще всего отмечается ожидаемая реакция (успокоительная у возбужденных детей при прослушивании медленных композиций, умеренная активизация на фоне музыкальных произведений в быстром темпе). Влияние музыки на клинико-неврологический статус детей оценивается как нормализующее. Положительный эффект музыкотерапии, по-видимому, вызван благоприятными изменениями в нейроэндокринной системе, которые оптимизируют течение адаптационных процессов в организме. Третий этап - амбулаторно-поликлинический - осуществляется под наблюдением врача поликлиники в тесном контакте с родителями, психологами, педагогами, чтобы обеспечить единство тактики, сохранение достигнутых результатов, улучшение параметров здоровья по мере роста ребенка. Такой подход обеспечивает профилактику возможных последствий перенесенной гипоксии виде болезней нервной системы. О.В. Гончарова, доктор медицинских наук, педиатр-врач восстановительной медицины, главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Рейтинг 4.9 из 5. Голосов: 8
|