Russian (CIS)English (United Kingdom)
youtube_32x32

Уважаемые пользователи! Это старая версия сайта. Актуальная версия расположена по адресу: mednet.ru

ПК "Центр здоровья"

baner_MIAC

Баннер 120х240

Авторизация

Баннер
Баннер
Баннер

Нашли опечатку? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.



Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

Санитарное просвещение в работе  амбулаторно-поликлинических  учрежденийУсиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, работа по формированию здорового образа жизни наблюдаемого контингента, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительской работы.

Существует 2 основных направления санитарно-просветительской работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

  • санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;
  • санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними (Лисицын Ю.П., 1987).


Успех профилактических осмотров во многом зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

  • агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;
  • наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самих лечебно-профилактических учреждениях;
  • разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки) и информации, размещенной на сайтах учреждений в Интернете;
  • чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;
  • демонстрацией тематических санитарно-просветительских видеофильмов.

Цель мероприятий - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

По результатам исследований, применение методики аккордного санитарно-просветительского воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения (Вайнер, 2007).

Дальнейшая санитарно-просветительская работа с населением проводится дифференцированно: а) среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания, б) больных (острыми и хроническими заболеваниями) и предусматривает пропаганду здорового образа жизни: рекомендации относительно труда, отдыха, питания, занятий фитнесом и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематических «памяток» или брошюр, содержащих практические советы, направленные на формирование здорового образа жизни.*

Особую важность приобретает санитарно-просветительская работа среди групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.


Из преморбидных состояний к наиболее прогностически опасным относятся: «склонность» к избыточному весу, повышенному артериальному давлению, гиперхолестеринемия, гипергликемия и т. д. В основе многих из них лежат нарушения здорового образа жизни: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц группы риска по развитию болезни включает вопросы первичной профилактики заболевания, направленные на коррекцию их образа жизни. Часто необходимо воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительская работа должна строиться на прямом, повторном общении, в процессе которого реципиент берет на себя определенные обязательства по изменению своего образа жизни, а медицинский работник - контролирует выполнение этих обязательств (Вайнер Э.Н., 2007).

Методика санитарно-просветительской работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же факторы риска или начальные признаки развития болезней). К проведению групповых занятий привлекают терапевтов, узких специалистов: диетолога, врача (инструктора) лечебной физической культуры, психотерапевта. Участие психотерапевта имеет особое значение в связи с необходимостью создания психологической установки на необходимость коррекции образа жизни и мобилизации их волевых усилий.

Методика санитарно просвещения больных дифференцируется по 2-м направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.

1. Методика санитарного просвещения больных с острыми заболеваниями

Программа-минимум должна включать обязательные сведения по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий важное влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с членами семьи предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с предписаниями, сделанными для больного.

2. Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями

Многие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

  • индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые медицинские рекомендации;
  • групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
  • выдачу специальной «Книжки диспансеризуемого», являющейся основным элементом заочного обучения (в которой отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем).

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего образа жизни, что способствует закреплению в его сознании полученных санитарно-просветительных рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Рейтинг 3.3 из 5. Голосов: 7

Сохраните у себя, чтобы не забыть: