Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений |
Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, работа по формированию здорового образа жизни наблюдаемого контингента, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительской работы. Существует 2 основных направления санитарно-просветительской работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
Успех профилактических осмотров во многом зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:
Цель мероприятий - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать. По результатам исследований, применение методики аккордного санитарно-просветительского воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения (Вайнер, 2007). Дальнейшая санитарно-просветительская работа с населением проводится дифференцированно: а) среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания, б) больных (острыми и хроническими заболеваниями) и предусматривает пропаганду здорового образа жизни: рекомендации относительно труда, отдыха, питания, занятий фитнесом и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Методика работы включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематических «памяток» или брошюр, содержащих практические советы, направленные на формирование здорового образа жизни.*
Особую важность приобретает санитарно-просветительская работа среди групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Из преморбидных состояний к наиболее прогностически опасным относятся: «склонность» к избыточному весу, повышенному артериальному давлению, гиперхолестеринемия, гипергликемия и т. д. В основе многих из них лежат нарушения здорового образа жизни: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим. Санитарное просвещение лиц группы риска по развитию болезни включает вопросы первичной профилактики заболевания, направленные на коррекцию их образа жизни. Часто необходимо воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительская работа должна строиться на прямом, повторном общении, в процессе которого реципиент берет на себя определенные обязательства по изменению своего образа жизни, а медицинский работник - контролирует выполнение этих обязательств (Вайнер Э.Н., 2007). Методика санитарно-просветительской работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же факторы риска или начальные признаки развития болезней). К проведению групповых занятий привлекают терапевтов, узких специалистов: диетолога, врача (инструктора) лечебной физической культуры, психотерапевта. Участие психотерапевта имеет особое значение в связи с необходимостью создания психологической установки на необходимость коррекции образа жизни и мобилизации их волевых усилий. Методика санитарно просвещения больных дифференцируется по 2-м направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. 1. Методика санитарного просвещения больных с острыми заболеваниямиПрограмма-минимум должна включать обязательные сведения по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции. На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий важное влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с членами семьи предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с предписаниями, сделанными для больного. 2. Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнямиМногие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:
«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего образа жизни, что способствует закреплению в его сознании полученных санитарно-просветительных рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом. В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
Рейтинг 3.3 из 5. Голосов: 7 |