Russian (CIS)English (United Kingdom)
youtube_32x32

Dear users! This is an old version of the site. The current version is located at: mednet.ru



Перинатальная патология – предиктор детской инвалидности

There are no translations available.

Перинатальный период (с 22-ой недели внутриутробной жизни плода до 7 полных дней после рождения) является одним из важнейших этапов онтогенеза, во многом определяющим дальнейшее физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка, соматическое и репродуктивное здоровье человека.


Под воздействием комплекса факторов: биологических (возраст и состояние здоровья родителей); социально-гигиенических и экономических (микро- и макроклимат семьи - внутрисемейные отношения, обеспеченность, условия проживания, профессиональные вредности и т.д.); медико-организационных (и, в первую очередь, качество медицинской помощи), происходит нарушения внутриутробного развития плода на уровне эмбрио- (до 75-го дня) или фетогенеза (с 76-го по 280-й день).

Две трети факторов оказывают свое действие в период беременности, родов и первого года жизни, приводя к возникновению перинатальной патологии, функциональных отклонений роста и развития ребенка и его заболеваемости. Стойкие нарушения различных жизненно важных функций детского организма (языковые и речевые; умственные и психологические; слуховые и вестибулярные; зрительные; висцеральные и метаболические; двигательные; уродующие и другие нарушения) приводят в дальнейшем к инвалидности, препятствуя полноценному развитию ребенка и ограничивая возможность выполнять свойственные возрасту социальные функции (обслуживать себя, общаться, обучаться и т.д.).

Многочисленные научные исследования, в том числе и зарубежные, свидетельствуют о том, что некоторые показатели перинатальной патологии являются предиктором (от анг. predictor - предсказывать), т.е. прогностическим фактором развития инвалидизации детей.

Так в рамках Шведского национального перинатального проекта было обследовано 2303 новорожденных, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), и 1,6 млн. практически здоровых новорожденных, рожденных в 1984-1998 гг. В процессе исследования было доказано, что оценка по шкале Апгар, равная 3-6 баллам на 5 минуте жизни, связана с высоким риском развития ДЦП, особенно у доношенных детей, доля которых составила 65,0% [1].

По данным исследований последних лет, перинатальные поражения ЦНС являются «индикаторами» состояния здоровья ребенка не только на первом году жизни, но и в другие возрастные периоды [2]. Они регистрируются у 40-60% младенцев, в 86,0% случаев приводят к нервно-психическим расстройствам, а в 36,0% к двигательным нарушениям различной степени тяжести [3; 4; 5]. В последующие этапы жизни возможна декомпенсация резидуально-органического фона, возникновение аффективных нарушений, а в ряде случаев и инвалидизация детей [6].

Проводимое нами социально-гигиеническое исследование в различных субъектах РФ (2009), объектом которого были семьи с детьми-инвалидами (817) и с практически здоровыми детьми (2381) также выявило высокую прогностическую значимость оценки по шкале Апгар на пятой минуте жизни. У детей, имевших оценку по шкале Апгар, равную 4-5 баллам, на первом году жизни отмечались задержки физического и нервно-психического развития, гидроцефалии, анемии и рахит. В более позднем периоде - двигательные, общие и генерализованные нарушения (регистрируемые в 5 и 1,5 раза чаще, чем в других группах детей). У детей, имевших на пятой минуте жизни оценку по шкале Апгар 6-7 баллов - в 2,5 раза чаще выявлялись умственные нарушения, чем при асфиксии других степеней тяжести.

Также к предикторам детской инвалидности, по данным исследования, следует отнести неврологические нарушения и расстройство дыхания.

У детей, имевших неврологические нарушения и расстройств дыхания в периоде новорожденности, на первом году жизни отмечалась задержка физического и нервно-психического развития (в 33,6 и 47,0% случаев, и в 50,9 и 55,4%).

Аналогичная ситуация прослеживается и с формированием инвалидности у детей: неврологические нарушения у новорожденного являются предикторами развития психических расстройств, заболеваний нервной системы, болезней системы кровообращения и отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде и значимо влияют на предотвратимость инвалидности. Расстройства дыхания в период новорожденности также оказывают влияние на развитие этих заболеваний, включая и болезни органов дыхания.

Учитывая высокую значимость перинатальной патологии в развитии заболеваемости и инвалидизации детей, необходимо проводить комплексную поэтапную профилактику.

1 этап - детская поликлиника: формирование здорового образа жизни и репродуктивного здоровья у подростков;

2 этап - Центры репродукции и семьи. Комплексное обследование супругов с обязательным медико-генетическим консультированием;

3 этап - женские консультации и родовспомогательные учреждения. Определение групп риска среди беременных женщин и своевременное их направление с первого на последующие этапы для получения наиболее адекватной помощи в процессе родов. Адекватное родоразрешение женщин с учетом антенатального состояния плода, позволяющее улучшить перинатальные исходы и добиться снижение доли детей, родившихся в тяжелой асфиксии;

4 этап - детские больницы, перинатальные центры. Необходима четкая взаимосвязь между акушерским и неонатологическим звеном, для осуществления оптимальной помощи детям, особенно находящимся в критическом состоянии;

5 этап - детские поликлиники. Динамическое диспансерное наблюдение за детьми, имеющими перинатальные нарушения. Формирование групп риска по развитию инвалидности у детей с целью проведения своевременных коррекционных мероприятий.

  • Thorngren-Jernek K., Herbst A. Перинатальные факторы связанные с развитием церебрального паралича у детей в Швеции. //Departments of Pediatrics and Obstetrics & Gynecology. Clinical Sciences. Lund University Hospital. Lund. Sweden. //Obstet. Gynecol. - Dec., 2006. - 108(6). - P. 1499-505.
  • Буркова А.С., Володин Н.Н., Медведев М.И., Рогаткин С.О. Новые подходы к диагностике перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни и их классификация. //Педиатрия. - 2004. - №1 - С. 1-5.
  • Барашнев Ю.И., Розанов А.В., Панов В.О., Волобуев А.И. Роль гипоксически-травматического повреждения головного мозга в формировании инвалидности с детства. //РВП и П. - 2006. - №4. - С. 41-47.
  • Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. - М., «МЕДпресс - информ». - 2009. - 256 с.
  • Шниткова Е.В., Бурцева Е.М., Новиков А.Е. и др. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы. //Журнал неврологии и психиатрии. - 2000.- №3.- С. 57-59.
  • Качурина Д.Р., Саулембекова Л.О., Алмагамбетова А.Н. Особенности психоэмоционального развития и психосоматических дисфункций у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. //РВП и П. - 2006. - том 51. - №2. - С. 41-43.
  • Соколовская Т.А. Влияние перинатальной патологии на заболеваемость и инвалидизацию детей. Автореф. к.м.н., М., - 2009. - 23 с.

Соколовская Т.А., кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Гончарова О.В., д.м.н., заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Смотрите также:

Рейтинг 5.0 из 5. Голосов: 1

Share: