Russian (CIS)English (United Kingdom)
youtube_32x32

Dear users! This is an old version of the site. The current version is located at: mednet.ru



16.02.2011 — Главный специалист ЦНИИОИЗ Наталья Куракова дала интервью газете «Известия»

There are no translations available.

kurakovaВ этом году началась масштабная модернизация российской науки. Первым ее этапом станет аудит научного потенциала всех государственных НИИ и вузов. Кто и как будет оценивать ученых и институты, обозревателю Татьяне Батенёвой рассказала директор центра венчурного предпринимательства Международной высшей школы бизнеса "МИРБИС", главный специалист Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения доктор биологических наук Наталия Куракова.

известия: Наряду с привычными статистическими и финансовыми критериями оценки научных учреждений введены и новые - публикационная активность ученых, индексы цитирования и успешная коммерциализация научных открытий. Они давно признаны во всем мире как надежные измерители качества науки. Значит, скоро мы узнаем всю правду о наших ученых?

наталия куракова: То, что введены ясные, четкие и не подлежащие телефонной корректировке параметры, не может не радовать. Они замеряются хорошо отработанными наукометрическими методами и дают четкую картину востребованности научного знания и его качества. К примеру, Национальный фонд науки США ведет мировые рейтинги цитирования научных статей. На их основе составляют списки потенциальных лауреатов Нобелевской премии - ошибок практически нет.

и: Правда, каждый год в адрес Нобелевского комитета раздается критика, что большинство лауреатов - американцы.

куракова: Но и две трети ведущих научных журналов мира - американские. Как и Институт научной информации, который определяет индексы цитирования и ведет мировые базы данных научных публикаций. Между прочим, в 60-х годах прошлого века он создавался по модели нашего ВИНИТИ (Всероссийский - ранее Всесоюзный - институт научной и технической информации. - "Известия"). Его учредитель Юджин Гарфилд приезжал к нам, чтобы познакомиться с тем, как там осуществляют индексирование, структурирование публикационного потока. И тот факт, что Россия упустила это первенство и утратила позиции лидера, - наша большая печаль. Теперь в этой области лидируют США. Система, на которую молится весь мир, как на арбитра качества научного знания, теперь принадлежит им, как и ее электронная версия - Web of Science. У нас эта работа только начинается.

и: Вы имеете в виду создание такого измерителя, как РИНЦ - Российский индекс научного цитирования?

куракова: Не только. В Троицке на средства РФФИ известный российский астрофизик Борис Штерн осуществил проект "Кто есть кто в российской науке". Им был создан список ведущих ученых, сейчас он трансформировался в "Корпус русских экспертов". И "РосНАНО", к примеру, уже не мучается, если нужна экспертная оценка: там знают, куда и к кому можно обратиться.

и: В прошлом году издаваемый вами журнал "Врач и информационные технологии" получил первый импакт-фактор (комплексный показатель уровня издания выражается соотношением количества цитированных статей ко всем опубликованным в нем за два предыдущих года. - "Известия") среди всех медицинских журналов России.

куракова: Да, и это было довольно неожиданно.

и: Почему же другие журналы этого не добиваются, а число наших ученых, имеющих высокий индекс мирового цитирования, незначительно по сравнению с другими странами?

куракова: Требовать от наших ученых, чтобы они имели высокий индекс мирового цитирования, довольно нечестно. Многие наши научные журналы имеют тираж от 500 до 800 экземпляров, они не представлены в электронной Российской государственной библиотеке. Их не видят поисковые системы, а значит, не видят и коллеги-ученые. Найти можно не более 10% работ, которые написаны за последние 10 лет.

и: Почему?

куракова: Потому что нужно потрудиться, написать аннотацию на двух языках, выбрать ключевые слова - а для издателя это дополнительные расходы и лишняя головная боль. Многие издатели безответственно относятся к судьбе публикаций своих авторов, и они просто растворяются в пространстве. Но задачи визуализировать для мирового сообщества то, что наработано учеными в России, никто прежде и не ставил. А это абсолютно решаемая задача и решение имеет простое.

и: В чем вы его видите?

куракова: Наши статьи должны увидеть системы поиска научных публикаций. Пусть не Web of Science - в их отборе, бесспорно, есть элемент геополитики. Более демократичным представляется приложение Google - Publish or parish. Все системы поиска коммерчески значимых знаний, которые есть в мире, видят публикации в нем. Оно может стать уникальным механизмом вовлечения российского научного знания в глобальный процесс его переработки и коммерциализации. Но для этого нужно, чтобы вашу публикацию увидели.

и: А разве авторы не заинтересованы в том, чтобы выложить свою статью, снабженную поисковым аппаратом, в интернет?

куракова: Авторы не задумывались над этим. Потому что перед ними долгие годы ставилась формальная задача - количество публикаций. И о том, что никто, кроме уборщицы, которая раз в год протирает пыль на книжных полках, их не видит, не заботились. И по большому счету это не их вина.

и: Но проверки Росфиннадзора показали, что наши научные отчеты и по содержанию нередко не имеют никакой ценности: встречается откровенный плагиат, до половины текста составляют цитаты и выдержки из законодательства...

куракова: Так это связанные вещи. Когда публикация пишется ради списка или для выборов в академию, никто не проверяет ни ее качество, ни цитируемость, ни доступность профессиональному сообществу. Вот тогда это может быть компиляцией, тогда их позволительно писать "литрабам" - все мы знаем прайс-листы на диссертации. Средний библиографический список научной статьи в США и Европе - 30 работ. Значит, автор понимает, что он пришел не на дикую поляну, что до него на ней коллеги уже поработали, и ищет что-то новое. У нас список не превышает 14, и то я не очень верю в эту цифру. Но как только станет ясно, что написанное тобой увидят тысячи коллег, мы искореним плагиат и поднимем качество работ.

и: А предмет статьи непременно должен быть коммерчески интересен?

куракова: Мир уже нагенерировал такое количество полезного знания, что в этих завалах теряется "золотой песок", и они не осваиваются в полной мере. Поэтому крупнейшие промкорпорации сокращают свои R&D подразделения (research and development - научно-исследовательские и опытно-конструкторские, НИОКР. - "Известия"). Они поняли, что ничего нового создавать уже не надо. Надо с помощью семантических систем экстракции знания находить тех, кто это уже сделал или умеет делать.

и: Вторым важным критерием оценки научных коллективов будет успешная коммерциализация научных разработок. Что под этим понимается - получение патентов?

куракова: Меня чрезвычайно пугают призывы к отчетности количеством патентов. На что могут получить их, скажем, медицинские НИИ? Они разрабатывают новые способы диагностики и лечения. Мы - четвертая страна в мире, которая их патентует. Кроме нас лишь Австралия, США и Япония. И то Япония уже ввела массу ограничений на такое патентование, а в США хотят прекратить его. Прочие страны давно отказались от него по этическим соображениям. Ведь патентное право - это право запрета. Получать патент на способ лечения, который нужен тысячам людей, - это не просто бессмысленно и дорого, это преступление. Например, вы придумали новый способ остановки кровотечения и получили патент на него. Это значит - запретить коллеге в соседней операционной использовать его и спасти чью-то жизнь? В принципе, патент - не главное в коммерциализации научного знания. Это последний этап.

и: А с чего же тогда надо начинать эту деятельность?

куракова: Я читаю лекции по инновационному предпринимательству в научных институтах и вузах и сталкиваюсь с дремучим невежеством во всем, что касается коммерциализации. Ни разу не получила правильного ответа на вопрос о том, кому принадлежат результаты научной деятельности, как нужно оформить ноу-хау, как создать малое инновационное предприятие, что такое нематериальные активы, кому и при каких условиях можно продать патент или лицензию... В академическом сообществе нет базовых знаний. Прежде чем требовать от ученых коммерциализации, им нужно рассказать, что это такое и как это делается.

и: Но почему этим должен заниматься ученый? Во всем мире существуют специализированные фирмы, фонды, консультанты.

куракова: Абсолютно согласна с вами. Если к нам в центр приходит автор со своей разработкой и говорит, что у него нет менеджера и инвестора, мы не рассматриваем его заявку. Ученый - это определенный психотип, у него своя картина мира, своя система ценностей, он уникален, деньги для него, как правило, не являются движущим мотивом. Эту систему нельзя ломать, он не может и не должен сам заниматься коммерциализацией.

и: Но у нас не хватает грамотных инновационных менеджеров, которые помогли бы ученым довести идею до продукта.

куракова: Их готовят несколько ведущих вузов страны, и они нарасхват в госкорпорациях, в бизнесе. Но в науке им не могут предложить стоящей зарплаты. Хотя средств на инновационную сферу отпущено очень много. Только в 2009 году ее консолидированный бюджет составил 1 трлн 200 млрд рублей! Для сравнения - на всю гражданскую науку было выделено 127 млрд рублей. Создано более 150 венчурных фондов - явно больше, чем разработок, которые они могут коммерциализовать. Неслучайно Российская венчурная компания даже создала зарубежный фонд, чтобы искать зарубежные разработки. А вот малых инновационных предприятий при НИИ и вузах создано всего 600.

и: А так ли необходимо создавать больше? Не получится, что институты обрастут гроздьями "свечных заводиков", которые будут кормить своих владельцев - и все?

куракова: Мнение о том, что наука нужна лишь для познания мира, а не для создания "свечных заводиков", - в корне неверное. Мы знаем примеры Массачусетского технологического института и Стэнфордского университета, малые фирмы которых имеют совокупный бюджет, сопоставимый с бюджетом РФ. Они реально вовлекают результаты интеллектуальной деятельности в область практического применения и промышленного освоения. Наука действительно должна зарабатывать. Тот факт, что на входе наша наука имеет 127 млрд рублей в год, а на выходе - несколько тысяч рублей за продаваемые лицензии, недопустим.

и: Ну, хорошо, аудит по новым критериям позволит разделить НИИ и вузы на сильные, стабильные и слабые. Что дальше?

куракова: С одной стороны, эти критерии абсолютно правильные: если ты получаешь бюджетные деньги, будь добр преумножать профессиональные знания. Но надо мотивировать ученых. Например, в СПбГУ введено премирование за хорошую публикацию в авторитетном зарубежном журнале. С другой стороны, так жестко требовать от ученого высокого индекса цитирования и публикаций в ведущих журналах несправедливо ввиду слабой выполнимости этих условий. Мне кажется, сегодня у институтов просят невыполнимого.

и: Каких три шага, по-вашему, нужно сделать, чтобы выйти из этого тупика?

куракова: Во-первых, ученым нужно объяснить основные принципы коммерциализации научных результатов, причем обучить нужно всех, от директоров и ректоров до младших научных сотрудников. Нужно сформировать культуру коммерциализации. Мы же учим студентов, как пишется научная статья - точно так же надо учить и основам инновационного бизнеса. Включить этот предмет в учебные программы вузов. Во-вторых, инициировать предпринимательство в академической среде. И в-третьих, в институты должны прийти инновационные менеджеры. У нас создано немыслимое количество институтов инновационного предпринимательства: венчурные и посевные фонды, сети национальных бизнес-ангелов и венчурных партнеров... А сам творец инновационной идеи остается невовлеченным, но уже обложен жесткими критериями оценки результатов.

и: Так, может, ученые у нас перестали генерировать новые идеи?

куракова: К счастью, мы в этом неистощимы. Это очень сильная сторона нашего национального характера, нашей культуры. Но кто является основным потребителем инноваций в мире? Промышленность. Инновации рождаются не в головах ученых, а в отделах маркетинга промкорпораций. Чтобы сохранять свою долю на рынке, они ежегодно должны обновлять линейку продукции. Сами по себе инновации никому не нужны - это дорого и хлопотно. Но существуют законы конкуренции. Наука - это девственница, которая никогда ничего не родит, если не оплодотворить ее запросом от промышленных компаний. И если бы наши ученые правильно публиковались, бизнесмены нашли бы в их статьях безумное количество интереснейших инновационных идей.

и: Тем не менее первые отборы сильных и слабых пройдут уже в конце этого года. А кто будет аудировать и определять, кого оставить в живых, а кого "отправить в расход"?

куракова: В восьми отраслевых министерствах уже созданы специальные комиссии. Будем надеяться, что в них войдут самые авторитетные и компетентные специалисты и аудит не превратится в избиение младенцев.

Татьяна Батенёва, Известия

 

Share: